ПЛАКАТ: ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

02.09.2016
Н.Н. Саратовская

Вопрос о жанровой специфике плаката в современной искусствоведческой науке практически не изучен. Постоянство ее невнимания к этому виду изобразительного искусства не позволило поднять обсуждение данной проблемы хотя бы до уровня дискуссионной открытости. Пожалуй, лишь наличие рекламного плаката не вызывает разночтений и инотолкований, выделение же иных плакатных жанров уже полностью зависит от субъективности восприятия этого вида изобразительного искусства непосредственно исследователем. Так, одни полагают политический, сатирический, информационно-рекламный плакат его основными жанровыми формами [1;45]; другие к перечисленному добавляют призывный (героический) и даже декоративный [3;7] и т.п. Советская искусствоведческая мысль при выделении плакатных жанров всегда исходила из формального принципа их классификации, и эта традиция сохранилась в искусствоведении и доныне. Как правило, жанр плаката определяется его темой. Подобный подход и породил бесчисленное множество таких невнятных в теоретическом плане определений, как «плакат о труде колхозников», «плакат о партии», «плакат о космосе» [2;7,12, 23] и т.п. В которых плакатная тема незримо становится и своеобразным определителем жанра. Кроме того, подобный подход определил практическую неостановимость самого процесса искусствоведческого формирования жанровых форм, бесконечность их вариаций. Жанр, конечно, явление историческое, но не столь уж гибкое и открытое, как тема. Каждая эпоха порождает свою тематику, и искусствоведение стало «подгонять» жанровую специфику искусства плаката под ту или иную потребность времени, искусственно дробить его жанровую природу, формировать ошибочное представление о жанрово-плакатных формах. Устойчивое существование такой тенденции в советском искусствоведении предоставило неограниченные возможности любому исследователю формировать свою (исходя из субъективного восприятия) индивидуальную систему жанровой классификации плаката, что в итоге и определило общую искусствоведческую приблизительность представлений по данной проблеме. Нам представляется, что в основе жанровой классификации плаката должен лежать подход, обеспечивающий некое единообразие искусствоведческой мысли при выделении в нем тех или иных жанровых форм. Подобным подходом может стать ориентация на функциональную направленность плакатного листа. Плакат – искусство социально-целенаправленное, он создается в связи с потребностями общества и «обслуживает» разные его сферы. Вектор функционального направления плакатного листа может и выступить в качестве основного критерия при определении его жанра. Исходя из подобных представлений, нами предлагается следующая классификация плакатных жанров. Рекламный плакат. Его основная функциональная направленность – рекламирование того или иного объекта материальной действительности. Культурно-зрелищный плакат. Его задачей является рекламно-просветительское представление (анонсирование) явлений культуры. Социальный плакат. Его функция – отражение социальных потребностей общества, мгновенность реагирования на его запросы. В подобной классификации плакат воспринимается комплексно, в монолитном единстве всех элементов его образной структуры, что, в свою очередь, не исключает внутрижанрового тематического многообразия. И тема здесь выступает не формообразующим компонентом жанра, а определяет объект (предмет) плакатного отображения. В жанре социального плаката в качестве такого объекта могут быть самые разнообразные сферы социальной действительности (экономика, политика, разного рода негативные проявления общественной жизни и т.п.), что и формирует соответствующие жанрово-тематические плакатные формы – социально-экономический, политико-социальный, социально-разоблачительный, сатирический плакат и т.д. Такая разносторонность векторной направленности социального плаката, формирующая бесчисленное множество его тем и проблем, определила как его особое (главенствующее) положение среди других жанровых форм, так и известные трудности при его классификации. Будучи тесно связанным с явлениями общественной жизни, социальный плакат, как ни один другой из плакатных жанров, мгновенно реагирует на запросы истории. Идеологические, политические, социальные требования времени тотчас отражаются на его листах, что и определяет неостановимость его жанрово-тематического движения: появление плакатных листов с одной тематикой часто сопровождается забвением других. Характернейшая черта социального плаката – его демократизм. В отличие от рекламного, он не знает избирательности аудитории, ибо адресован всем. Благодаря природной публицистичности, он способен осуществлять прямые пропагандистские акции – вести полемику, выдвигать лозунги, открыто высказывать свои оценки и пристрастия, словом, воздействовать на массовое сознание самым непосредственным образом. Что касается культурно-зрелищного плаката, то определение его жанровых форм обычно не вызывает искусствоведческих разногласий. Традиционно культурно-зрелищный плакат подразделяют на несколько жанровых разновидностей – театральный и киноплакаты, цирковой и собственно культурный. В истории всего советского и постсоветского искусства культурно-зрелищный плакат занимает несколько обособленное положение, определяемое именно спецификой жанра. Отдаленность от социально-политической сферы в сочетании с тематической предопределенностью обусловили особый характер самовыражения культурно-зрелищных плакатов: их сосредоточенность на проблеме рекламируемого явления культуры, осмыслении тех или иных духовно-художественных ценностей; попытка собственной интерпретации произведения; оценка режиссерского замысла и т.д. Все это определило изначальную интеллектуальность культурно-зрелищного плаката, его сосредоточенность на духовно-нравственной проблематике. Одновременно, несмотря на свою духовно-нравственную ориентацию и интеллектуальность, культурно-зрелищный плакат достаточно «материален» и прагматичен в своих целевых установках. Его цель – побудить зрителя прийти на театральную постановку, кинофильм, посетить выставку и т.п. В этом плане культурно-зрелищный плакат сближается с рекламным, с той существенной разницей, что рекламируемое рекламным – материальный «знак», а культурно-зрелищный рекламирует «знаки» духовно-художественной сферы. В идеале, рекламный плакат – броский, яркий, запоминающийся лист, пронизанный убеждающей силой. Его ведет идея привлечь внимание к тому или иному товарному знаку, побудить зрителя к приобретению товара. Причем, сила убедительности должна быть выше (т.е. «перекрывать») реальную оценочную стоимость рекламируемого изделия. Рекламный плакат – своеобразный посредник между производителем товара и его покупателем – в истории советского плакатного искусства проявить себя, как на Западе, ярко и выразительно не смог. Объясняется это в первую очередь экономическими причинами. Для активного развития отечественной советской рекламы не было соответствующего экономического пространства и соответственного отношения к ней политико-экономических структур. Пожалуй, только в начале перестройки советский рекламный плакат как-то начинает проявлять свое лицо, но, взяв разбег, он вновь был вынужден остановиться: на рубеже XX-XXI веков его оттесняет индустрия рекламного бизнеса. Таким образом, представлять сущность рекламного плаката, вести разговор о тенденциях и закономерностях его развития в условиях советского и постсоветского пространства практически невозможно. Оценка плаката в категории жанра, в первую очередь, предполагает определение вектора направленности плакатного листа на ту или иную сферу социальной действительности. Это в совокупности с его целевой установкой (функция) являет жанр плаката, внутри которого, в свою очередь, формируются жанрово-тематические разновидности. Согласно подобному подходу, плакат предстает в трех жанровых формах. Рекламный – социальная сфера; реклама товарных знаков. Культурно-зрелищный – духовно-художественная сфера; рекламирование явлений культуры. Социальный – социальная сфера; исполнение агитационной, разъясняющей, разоблачительной, призывной и т.д. функций.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Лещинский А.А. Основы графики. – Гродно, 2003. – 194с. 2. Нурок А.Ю. Советский плакат в борьбе за коммунизм. – М., 1962. – 60 с. 3. Свирида И.И. Советский плакат. – М., 1979. – 48 с.

Добавить комментарий