Плакат как объект искусствоведческого исследования.
Традиционно плакат (нем. Plakat) воспринимается как вид графики, выполняемой в агитационных, рекламных или учебных целях. Такое представление о нем – средстве агитационно-просветительской работы – достаточно устойчиво не только в обыденном человеческом сознании. Многие искусствоведческие исследования, посвященные искусству плаката, как правило, сориентированы на выделение в нем исключительно функционального начала: степени соответствия (или нет) поставленной рекламной, пропагандистской и тому подобной цели. Такой подход к оценке плакатного творчества был особо распространен в советской искусствоведческой школе.
Этот упор на прикладную функцию плаката привел даже к тому, что многие энциклопедические словари, давая краткое представление о плакате, как правило, и не связывают его с искусством как таковым, традиционно выделяя его исключительно пропагандистскую функцию. [5, 1021.]
Иными словами, плакат как объект искусства обычно вне поля исследования искусствоведческой науки. Между тем плакат как явление собственно художественное обладает широчайшим спектром изобразительных средств, художественных приемов, которые и позволяют оценивать его не только по шкале идейно-пропагандистских, но и непосредственно художественных ценностей. Искусство плаката – особый род художественного творчества, в идеале представляющее неразрывное единство социального (пропагандистская функция плаката, ориентированного на потребности общества) и эстетического начал.
Социальное «диктует» художнику-плакатисту тему, определяет жанр (политический, агитационный, учебный и т. д. плакат). Эстетическое – выбор изобразительных средств, в арсенале которых – художественные приемы графики, живописи, слова.
Известно, что любая форма проявления настоящего искусства основывается на единстве формы и содержания. Нерасторжимость этого единства и рождает образ – неотъемлемый атрибут художественности. Искусство плаката в этом плане не исключение. Очевидно, именно этим – наличием или, наоборот, отсутствием художественной образности – и объясняется то обстоятельство, что одни плакаты «намертво» сохраняются в человеческой памяти, а другие исчезают незамеченными.
Как же рождается плакат-произведение искусства? Понятно, что содержание плаката определяется выбором его темы, которая, как правило, с большей или меньшей ясностью раскрывается в плакатной надписи. Естественно, к теме «подключается» система изобразительных средств. Как и везде в искусстве, на сочетании этих начал (содержание – форма) и рождается (или нет) художественный образ.
Как любой иной род искусства плакат, конечно, обладает своей спецификой создания образа, хотя на первый взгляд плакатный образ и не вполне самостоятелен, так как в арсенале его создания – художественные приемы графики, живописи, слова и, казалось бы, нет «чисто плакатных» изобразительных средств. (Неслучайно плакат обычно и не оценивают как самостоятельный вид художественного творчества, определяя его чаще всего разновидностью графики).
И, тем не менее, плакатный образ имеет свои, только ему присущие как черты, так и законы создания.
Формирование художественного образа в плакате начинается, конечно, с выбора темы. И здесь художник-плакатист поставлен в несколько иные условия, нежели график или живописец. Дело в том, что плакатная тема в определенной мере тема «заказная», она не столько вольно избирается самим плакатистом, сколько своеобразно ему заказывается. И заказчиком является жизнь, современность. Как род агитационного искусства плакат не может быть посвящен прошлому, проектировать будущее, он имеет право говорить только «о сегодня». И уже от этого, т.е. от современности, в нем могут быть прочерчены проекции и в прошлое, и будущее (если таковая цель будет у самого плакатиста и как мастер он с нею справится). Более того, плакатная тема должна быть не только современной, но и жизнезначимой, иначе плакат теряет свою ведущую функцию – убеждение. Если живописец или график свободны в своем тематическом выборе и могут, говоря образно, «воспарить в вечность», то плакатист должен прочно стоять на земле и говорить о современных проблемах.
Эта тематическая заданность – одна из специфических особенностей плакатного творчества – сказывается и на определенной заданности жанрового выбора: плакатист не может нарушить «законы жанра», создавая, скажем, учебный плакат в традициях агитационного. Думается, плакатная тема – как, пожалуй, ни в одном виде искусства – должна быть жизненно значимой, независимо от того, в какой манере (реалистической или нет) выполнен плакат. Отсутствие в нем этой жизнезначимости ведет к тому, что плакат теряет свою важнейшую функцию – разговор с человеком. Эта «отрывность» от жизни – характерная черта политического плаката советской эпохи: кумачовые полотна, утверждавшие единство партии и народа, верность дороги к коммунизму на фасадах серых невыразительных построек, не соответствовали реалиям действительности и соответственно рождали чувства и стремления, чаще всего противоположные плакатному призыву или лозунгу. В сознании современников и потомков они и зафиксировались лишь как неотъемлемая цветовая составляющая общей атрибутики советской эпохи.
Жанрово-тематическая специфика плаката неотделима от следующего из составляющих его содержания – идеи. Идея в плакате чрезвычайно важна, ради нее, точнее, ее проведения в жизнь собственно он и создается. И сам плакат, по сути, есть не что иное, как образное воплощение жизненно значимой идеи в присущих ему изобразительных средствах.
Именно идея «движет» плакатом, вне ее плакат превращается в лучшем случае в красиво исполненную картинку. И как бы ни был изобретателен автор в создании этой картинки, она плакатом не станет.
Плакатная идея, как и тема, подотчетна действительности: свою идею художник-плакатист выбирает, опять-таки исходя из возможного, т.е. предложенного реалиями жизни. Плакат, игнорирующий интересы и запросы общества, - по определению не плакат. Иными словами, и в плане идейной направленности он обладает теми же чертами известной заданности, что и в тематическом, жанровом выборе.
Что же касается проблемы – она тоже один из важнейших элементов содержательного аспекта плаката, - то она, на первый взгляд, - явление второго плана, ибо плакат в силу своей агитационной ориентированности достаточно категоричен. И, тем не менее, вне проблемный плакат как явление искусства существовать не может: он превращается в рядовую агитку, тривиальный рекламный щит. Будучи искусством «т.е. гуманным, развивающим по изначальной природе своей», плакат не имеет права лишать человека возможности думать, осуществлять свой выбор нахальным и бесцеремонным навязыванием только одной «правды».
Проблемы, поднимаемые в плакате, могут быть, конечно, самыми разнообразными, однако в качестве отправных опять-таки остаются те, что выдвигает современность. Но при этом нужно отметить, что в выборе проблем художник-плакатист более свободен, нежели в выборе идейно-тематического плана. Очевидно, это объясняется тем, что проблематика плаката не столь прямолинейно выражена, чем его идея или тема. Это и дает возможность плакатисту наполнять ее практически бесконечными смыслами. Талантливый мастер, опираясь на сиюминутное, т.е. на конкретную проблему, выдвинутую современностью, выводит своего зрителя на ряд ассоциаций, параллелей, которые в совокупности с системой изобразительных средств, значимостью темы и идеи и поднимут плакат до уровня общезначимых обобщений, а стало быть, сделают его вневременным.
Знаменитый плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!» годится «на все времена», хотя и сделан в жанре агитационного плаката в связи с совершенно конкретным историческим событием – Великой Отечественной войной. Скупой на композиционные детали, цветовую гамму, живописность, этот плакат обладает потрясающим эмоциональным воздействием, потому что за плакатным призывом (призыв к защите родины) просматривается много иных. И сыновий долг перед матерью, родиной, и вечные проблемы человечности, и ответственность перед будущим – все это читается за этим монументальным образом, делая его и вечным и интернациональным.
Композиция тоже является одной из важных составляющих содержательной стороны плакатного образа. Естественно, плакатная фигура, вынесенная на передний план (пространственный или акцентно-изобразительный) приобретает совершенно иную смысловую нагрузку, нежели ее расположение во втором, третьем и т.д. плакатном ряду.
Что же касается системы изобразительных средств (формы) – второго из неотъемлемых составляющих плакатного образа, - то она в плакате ничем и никем не регламентирована. Художник-плакатист может использовать самые разнообразные приемы: рисовать плакат от руки, делать его цветным, применять графические техники. Может использовать самый разнообразный материал – гуашь, темперу, масло, фотоснимки. Плакат может быть плоскостным и объемным, может создаваться на бумаге, холсте, картоне. Иными словами, в средствах и способах выражения он абсолютно свободен, но при этом опять-таки кажется не вполне самостоятельным, ибо опирается не на «собственно свои» изобразительные средства (графические, живописные, искусства фотографии и т.д.)
Традиционно принято разделять все изобразительные искусства на живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Столь же традиционным не находить среди этого перечня место плакату. В определенной мере это объяснимо устоявшимся представлением о духовно-эстетической функции искусства. Плакат, вроде, не сопряжен с духовностью, и прагматическое в нем оценивается чаще всего выше эстетического, то есть он, в отличие от многих иных видов изобразительного искусства, рационален и рассудочен.
Очевидно, эта прагматическая ориентированность плаката и вынуждает искусствоведов очень осторожно относиться к выделению его в особый вид изобразительных искусств, и, исходя из принципа большего подобия, его обычно или причисляют к некой разновидности графики, или вовсе не указывают на его родовую принадлежность.
На наш взгляд, искусство плаката это особый вид изобразительного творчества, и «растворение» плаката в графике недопустимо не потому. Что плакатный образ чаще всего выходит за рамки графического (по содержанию, по использованию изобразительных средств), но, прежде всего из-за несовместимости функционального предназначения плаката, и графики, а это, учитывая навязанные или кровное родство, по определению невозможно. Думается, это традиционное соотнесение плаката с графикой в значительной мере определено тем обстоятельством, что при искусствоведческом анализе плаката чаще всего происходит разъединение его содержания и формы.
Как правило, плакат оценивается в первую очередь в его содержательном аспекте, а разговор о форме – лишь необходимый искусствоведческий «довесок» к убедительности (или нет) его содержания.
С другой стороны, плакат как бы то ни было – явление изобразительного искусства, он есть, и, стало быть, его по принципу внешней схожести (форма) и причисляют к графике, (и в данном случае уже игнорируется содержательно-функциональная сторона плаката).
При попытке же оценить плакат в совокупности его содержательно-изобразительных средств и приемов становится очевидным, что его соотнесение с графикой настолько же правомочно и убедительно, на сколько все изобразительные искусства соотносятся друг с другом.
Литература:
- Атраховіч А. Вобраз і слова ў плакаце.// Мастацтва Беларусі, - 1984, - №8. - С. 50-53.
- Ванслов В.В.Что такое искусство. Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 328 с., ил.
- Дехтярь А. Плакат в системе искусств. // Творчество, - 1977, - №6. – С. 1-4.
- Дехтярь А., Волкова О., Аввакумов М. Воплощенное слово. // Творчество.- 1980. - №7. – С. 18.
- Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4 изд. Москва: Советская энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.
Саратовская, Н.Н. Плакат как объект искусствоведческого исследования / Н.Н. Саратовская // І Машеровские чтения: материалы регион. науч. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молод. учен., 5 мая 2005 г.: в 3 ч. / Витеб. гос. ун-т; редкол.: Г.И. Михасев (гл. ред.) [и др.]. − Витебск, 2005. − Ч. 3. − С. 205−207.
Комментарии
Добавить комментарий