Художественный образ в плакате: проблема содержания и формы
Аннотация. Статья посвящена проблеме определения места плаката в системе изобразительных искусств, выявлению идейно-художественной структуры плакатного образа.
Ключевые слова: плакат, художественный образ, содержание, форма, система изобразительных средств.
Анотація. Саратовська Н.М. Художній образ в плакаті: проблема змісту та форми. Стаття присвячена проблемі знаходження місця плакату в системі образотворчих мистецтв, виявленню ідейно-художньої структури плакатного образу.
Ключові слова: плакат, художній образ, зміст, форма, система образотворчих засобів.
Annotation. Saratovskaya N.N. The art form at placard: The problem of the idea and the form. The article is devoted to the problem of defineding the place of the placard in the system of the arts, to find out the structure of the art ideas of placard form.
Key words: placard, art form, idea, form, system of the art methods.
Введение. Постановка проблемы. Традиционно плакат (нем. Plakat) воспринимается как вид графики, выполняемой в агитационных, рекламных или учебных целях. Такое представление о нем – средстве агитационно-просветительской работы – достаточно устойчиво не только в обыденном человеческом сознании. Многие искусствоведческие исследования, посвященные искусству плаката, как правило, сориентированы на выделение в нем исключительно функционального начала: степени соответствия (или нет) поставленной рекламной, пропагандистской и тому подобной цели. Иными словами, плакат как явление собственно художественно обычно вне поля зрения искусствоведов. Практически не исследована и идейно-художественная структура плакатного образа, не определено место плакату в системе изобразительных искусств. Отсутствие теоретической базы в оценке плакатного творчества находится в явном противоречии с потребностями сегодняшнего дня в этом виде искусства.
Плакат до настоящего момента не являлся предметом специального подробного монографического исследования. Многие ведущие тенденции и актуальные проблемы его развития не изучены и не получили должного освещения в литературе.
Анализ последних исследований. Плакат до настоящего момента не являлся предметом специального подробного монографического исследования. Многие ведущие тенденции и актуальные проблемы его развития не изучены и не получили должного освещения в литературе. Как правило, он упоминается в статьях общего искусствоведческого характера (В.Шматов, Т.Игнатенко, Л.Наливайко). В работах же, посвященных непосредственно плакату (А.Дегтярь, И.Свиридова, Е.Атрахович), содержится много фактически ценного материала, однако они не могут претендовать на обобщающие исследования данной проблемы.
Цель работы. Данная статья посвящена исследованию идейно-художественной структуры плакатного образа; определению места плаката в системе изобразительных искусств.
Результаты работы. Традиционно принято разделять все изобразительные искусства на живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Столь же традиционно не находить среди этого перечня место плакату. Очевидно, это связано с устоявшимся представлением о духовно-эстетической функции искусства. Плакат, вроде, не сопряжен с духовностью, и прагматическое в нем оценивается чаще всего выше эстетического, то есть он, в отличие от многих иных видов изобразительного искусства, рационален и рассудочен. Эта прагматическая ориентированность плаката и вынуждает искусствоведов очень осторожно относиться к выделению его в особый вид изобразительных искусств, и, исходя из принципа большего подобия, его обычно или причисляют к некой разновидности графики, или вовсе не указывают на его видовую принадлежность.
На наш взгляд, искусство плаката - это особый вид изобразительного творчества и «растворение» плаката в графике недопустимо не потому, что плакатный образ чаще всего выходит за рамки графического (по содержанию, по использованию изобразительных средств), но, прежде всего, из-за несовместимости функционального предназначения плаката и графики. Это традиционное соотнесение в значительной мере определено тем обстоятельством, что при искусствоведческом анализе плаката чаще всего происходит разъединение его содержания и формы.
Как правило, плакат оценивается в первую очередь в его содержательном аспекте, а разговор о форме – лишь необходимый искусствоведческий «довесок» к убедительности (или нет) его содержания. Представление о том, что «плакат не «чистое» искусство, а осуществляемая средствами искусства пропаганда политических и художественных идей» [4.] достаточно широко тиражировано искусствоведами.
С другой стороны, плакат как бы то ни было – явление изобразительного искусства, он существует, и, стало быть, его по принципу внешней схожести (форма) и причисляют к графике (и в данном случае уже игнорируется содержательно-функциональная сторона плаката).
При попытке же оценить плакат в совокупности его содержательно-изобразительных средств и приемов становится очевидным, что его соотнесение с графикой настолько же правомочно и убедительно, насколько все изобразительные искусства соотносятся друг с другом.
Плакат может претендовать на видовую самостоятельность в первую очередь благодаря уникальности своего художественного образа, структура и функции которого не имеют аналога ни в одном из видов искусств.
Известно, что любая форма проявления настоящего искусства основывается на единстве формы и содержания. Нерасторжимость этого единства и рождает образ – неотъемлемый атрибут художественности. Искусство плаката в этом плане не исключение.
Формирование художественного образа в плакате начинается, конечно, с выбора темы. И здесь художник-плакатист поставлен в несколько иные условия, нежели график или живописец. Дело в том, что плакатная тема в определенной мере тема «заказная», она не столько вольно избирается самим плакатистом, сколько своеобразно ему заказывается. И заказчиком является жизнь, современность. Как род агитационного искусства плакат не может быть посвящен прошлому, проектировать будущее, он имеет право говорить только «о сегодня». И уже от этого, т.е. от современности, в нем могут быть прочерчены проекции и в прошлое, и в будущее (если таковая цель будет у самого плакатиста и как мастер он с нею справится). Более того, плакатная тема должна быть не только современной, но и жизнезначимой, иначе плакат теряет свою ведущую функцию – убеждение.
Эта тематическая заданность – одна из специфических особенностей плакатного творчества – сказывается и на определенной заданности жанрового выбора: плакатист не может нарушить «законы жанра», создавая, скажем, учебный плакат в традициях агитационного.
Жанрово-тематическая специфика плаката неотделима от главного из составляющих его содержания – идеи. Идея в плакате чрезвычайно важна, ради нее, точнее, ее проведения в жизнь собственно он и создается. И сам плакат, по сути, есть не что иное, как образное воплощение жизненно значимой идеи в присущих ему изобразительных средствах.
Плакатная идея, как и тема, подотчетна действительности: свою идею художник-плакатист выбирает, опять-таки исходя из возможного, т.е. предложенного реалиями жизни. Иными словами, и в плане идейной направленности он обладает теми же чертами известной заданности, что и в тематическом, жанровом выборе.
Что же касается проблемы – она тоже один из важнейших элементов содержательного аспекта плаката, - то она, на первый взгляд, - явление второго плана, ибо плакат в силу своей агитационной ориентированности достаточно категоричен. И, тем не менее, внепроблемный плакат как явление искусства существовать не может: он превращается в рядовую агитку, тривиальный рекламный щит. Проблемы, поднимаемые в плакате, могут быть, конечно, самыми разнообразными, однако в качестве отправных опять-таки остаются те, что выдвигает современность. Но при этом нужно отметить, что в выборе проблем художник-плакатист более свободен, нежели в выборе идейно-тематического плана. Очевидно, это объясняется тем, что проблематика плаката не столь прямолинейно выражена, чем его идея или тема. Это и дает возможность плакатисту наполнять ее практически бесконечными смыслами.
Композиция тоже является одной из важных составляющих содержательной стороны плакатного образа. Естественно, плакатная фигура, вынесенная на передний план (пространственный или акцентно-изобразительный), приобретает совершенно иную смысловую нагрузку, нежели ее расположение во втором, третьем и т.д. плакатном ряду.
Что же касается системы изобразительных средств (формы) – второго из неотъемлемых составляющих плакатного образа, - то она в плакате ничем и никем не регламентирована. Художник-плакатист может использовать самые разнообразные приемы: рисовать плакат от руки, делать его цветным, применять графические техники. Может использовать самый разнообразный материал – гуашь, темперу, масло, фотоснимки. Плакат может быть плоскостным и объемным, может создаваться на бумаге, холсте, картоне. Иными словами, в средствах и способах выражения он абсолютно свободен, но при этом опять-таки кажется не вполне самостоятельным, ибо опирается не на «собственно свои» изобразительные средства (графические, живописные, искусства фотографии и т.д.)
В искусствоведении в качестве ведущей (основной) черты плаката (как правило, там не применяют понятие «художественный» образ) выделяют его обобщенный характер. Действительно, плакатный образ обладает широкой степенью обобщения, а оно (в свою очередь) предопределено ведущей функцией плаката – он агитатор и адресуется всем. Он не может быть создан в расчете «на любителя» и не будет в качестве эстетического объекта висеть в салоне или гостиной. Место плакату – улица, его адресат – массы. Плакат ориентируется на коллективную психологию, массовое сознание, и, естественно он должен говорить о том, что нужно и полезно всем. Понятным и убедительным плакатный образ может стать лишь тогда, когда в нем сфокусирован коллективный (общий) опыт, приобретающий в настоящем плакате характер всеобщности.
Иными словами, именно агитационная функция плаката предопределяет его формообразующий аспект. Создание гиперобобщенного образа – родовая черта только плаката, которая определена его агитационной функцией. И в этом плане о влиянии на него графики (или любого иного вида искусства) не может быть и речи. Скорее, наоборот, плакат оказал свое мощнейшее влияние на литературу, киноискусство, театр, живопись, даже определив в последней новое направление (соцарт).
Приемы индивидуализации при создании плакатного образа практически отсутствуют (и это еще раз подчеркивает его видовую обособленность от других видов изобразительного искусства). Плакат не может строиться, опираясь на частное, индивидуальное, он обобщает массовый опыт. Даже если на нем «узнаваемое» лицо (политик, общественный деятель и т.д.), он все равно будет тиражировать общее, а не индивидуальное.
Широты (всеобщности) художественного обобщения плакатный образ может достичь, лишь подчиняя своей основной идее всю систему изобразительных средств. Локализуя, крупно выделяя ведущую мысль, идею, художник-плакатист особыми акцентологическими приемами «отсекает» несущественное, лишнее, применяя самые разнообразные средства и способы для достижения нужной обобщенности создаваемого им образа.
Плакат, как ни один из видов искусств, часто соединяет, казалось бы, несоединимое (и графику, и живопись, и фотомонтаж, и самые разнообразные «подручные» материалы), и все это художественно-выразительное многообразие собственно и становится основным, «чисто» плакатным художественно-выразительным приемом. Система выразительных средств плаката чаще всего синтетична (хотя, конечно, есть и «чисто» графические или живописные плакаты), что, естественно, тоже говорит в пользу видовой самостоятельности плаката как особого вида изобразительного творчества, ибо речь идет не о взаимовлиянии, а о целенаправленном использовании «не своих» выразительных средств с целью создания «своего» образа.
Несмотря на эту весьма многообразную выразительную систему, плакатный образ по классическим канонам обязан быть монолитным. Именно для плаката единство его структурных элементов приобретает не просто обязательный, а самодовлеющий характер. В нем практически невозможно выделить какую-то отдельную деталь, штрих, изобразительный ход, которые можно бы было определить как перво – или второстепенные. В нем комплексно все: и идея, и тема, и поднятые проблемы, и выразительные средства. Такой монолитности образа, практической нерасчленимости его идейно-художественных компонентов не знает ни один из видов изобразительного искусства. Порой достаточно лишь одного не верного штриха, лишнего слова – и плаката как явления искусства просто не станет. Очевидно, если бы плакат Д.С. Моора «Помоги!» снабдить иной, более «расшифрованной» подписью (кто – кому и в чем должен помочь), то вряд ли он бы уже обладал такой действенной силой, эмоциональной убедительностью.
Если в живописи или графике название – лишь штрих к пояснению содержания («Даная» все равно останется шедевром при любом названии), то в плакате – один из важных художественных элементов, направляемых на его концептуализацию.
Вся идейно-художественная система плакатного образа такова, что в ней не может быть что-то «хорошо», а что-то «плохо». Плакат как явление искусства может состояться лишь при соответствующей взаимосвязи всех элементов его содержания и формы. Если этого нет – значит, нет и плаката (по классическим меркам этого вида изобразительного искусства). Именно поэтому плакат нельзя оценивать через отдельные детали, он есть (или его нет) только в нерасторжимой целостности его идейно-художественной системы, ибо только в этом случае он в состоянии выполнять свою ведущую функцию – агитацию. Если античная Венера, несмотря на неполноту деталей (руки), все равно остается образцом изобразительного искусства. (Совершенство линий, четкость деталей, одухотворенность образа заслоняют эту скульптурную «недостаточность»), то плаката с элементами «изъятия» просто не будет, потому что он сразу же потеряет свое функциональное предназначение.
В этой монолитной идейно-художественной системе самовыражения плакат как ни один из других видов изобразительных искусств исключительно динамичен и мобилен. Его тематическая злободневность сочетается с постоянно меняющейся системой изобразительных средств, ресурсы которой неиссякаемы – новые технологии вносят свою корректировку в способы и приемы плакатной выразительности. Плакатист вправе использовать любой подручный материал для создания особого плакатного образа, в основе которого – синтез литературного слова и изобразительных средств, особое соединение эстетики и прагматики.
Выводы.
- Плакат имеет особую структуру, приемы создания художественного образа, аналогов которым нет ни в одном из видов изобразительных искусств.
- Особая специфика плакатного образа, функциональная ориентированность плаката позволяют ставить вопрос о видовой самостоятельности этого вида творчества в системе изобразительных искусств.
Дальнейшие исследования планируется провести в направлении изучения жанровых и тематических особенностей плаката.
Литература:
- Абельдяева И., Бабурина Н. Плакат и время. // Творчество. – 1987. - №10. – С. 1-6.
- Атрахович Е.И. Тенденции развития белорусского плаката 1960 – 1980. Автореф. Дисер. - Минск, 1988. – 23с.
- Дегтярь А. Плакат в системе искусств. // Творчество, - 1977.
- Свиридова И.И. Советский плакат. - Москва: Знание, - 1979.
Саратовская, Н.Н. Художественный образ в плакате: проблема содержания и формы / Н.Н. Саратовская // Вісн. Харків. держ. акад. дизайну і мистецтв. − 2005. − № 6. − С. 90−96.
Комментарии
Добавить комментарий