БЕЛОРУССКИЙ ПЛАКАТ ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

02.09.2016
Саратовская Н.Н. Белорусский государствнный университет культуры и искусств

Саратовская Н.Н. Белорусский государствнный университет культуры и искусств

Аннотация. Статья посвящена творчеству белорусских художников-плакатистов середины 50 – начала 60 годов ХХ века. Ключевые слова: белорусский плакат, политический и агитационный плакат. Анотація. Саратовська Н.М. Білоруський плакат періоду хрущовської „відлиги”. Стаття присвячена творчості білоруських художників-плакатистів сєрєдини 50 – початку 60 років ХХ віку. Ключові слова: білоруський плакат, політичний і агітаційний плакат. Annotation. Saratovskaya N.N. The Beloration placard of the period of Hruschevs trow in the midst. The article is devoted to creative works of beloration artists at the 50 s – 60 s. Key words: beloration placard, political, and propaganda placard. Постановка проблемы. Серьезные изменения в плакате, как и во всем советском искусстве, начинаются со второй половины 1950-х годов. Смерть И. Сталина, последовавшая за ней хрущевская «оттепель» внесли существенные изменения в социально-политическую атмосферу общества. Страна постепенно начинает освобождаться от тяжелых последствий сталинской тоталитарной системы, и все изменения, наполнившие жизнь советского общества, сразу начинают сказываться на развитии и состоянии искусства. Перемены обозначились буквально во всех его областях. Не осталось в стороне и плакатное творчество. Анализ последних исследований. Белорусский плакат середины 50 – начала 60 годов ХХ века до настоящего времени не являлся предметом специального подробного монографического исследования. Многие ведущие тенденции и актуальные проблемы его развития не изучены и не получили должного освещения в литературе. Как правило, он упоминается в статьях общего искусствоведческого характера (Л. Наливайко, М. Борозна, Т. Игнатенко, В. Шматов). Цель работы. Данная статья посвящена исследованию творчества белорусских художников-плакатистов середины 50 – начала 60 годов ХХ века; основным тенденциям и закономерностям развития плаката этого периода. Результаты работы. Со второй половины 1950-х годов активизируется организационная работа в творческих объединениях белорусских художников-плакатистов, начинает формироваться их выставочная деятельность. Так, на республиканской выставке 1958 года были представлены листы Т. Игнатенко, Л. Замаха, Л. Кроля, П. Калинина, В. Мурашова, Е. Ганцевича. В 1959 году художники-плакатисты приняли участие в І Всесоюзной выставке политического плаката в Киеве. Тут экспонировались произведения С. Романова, Т. Игнатенко, П. Калинина. Именно с этого времени всесоюзный зритель начинает знакомиться с творчеством белорусских плакатистов. Начинает расширяться коллектив мастеров плаката, многое переосмысливается в непосредственной творческой работе художников. Во-первых, «оттепельное» десятилетие, во многом изменившее облик всего советского искусства, в плакатном творчестве Беларуси ознаменовалось началом отхода от тех образцов и канонов, которыми характеризовалась сталинская эпоха. Белорусский плакат начинает избегать помпезной живописности, монументальности плакатных листов послевоенного десятилетия. Традиция изображения крупной фигуры переднего плана, «назидающей», «указующей» и «призывающей», уже изживает себя (как, впрочем, начинает исчезаеть с плакатных листов и главная культовая «фигура» – «вождь всех народов» И. Сталин). Откровенная директивность плакатов позднего сталинизма уже тоже не может в новых исторических условиях удовлетворять художников. И белорусский плакат, как и все советское искусство той поры, начинает поиск своего нового «лица»: изобразительных средств, плакатных техник, художественных приемов. Во-вторых, немаловажным фактором, подготовившим его переход на качественно иной уровень развития, стало появление в этот период профессионально подготовленных художников-плакатистов, творческая биография которых началась в новой общественно-политической атмосфере. Это Е. Бусел, Т. Игнатенко, П. Калинин, А. Кашкуревич, Л. Кроль, М. Мовчан, В. Филимонов, А. Чуркин, В. Шматов. Безусловно, эти художники периода хрущевской «оттепели» не оставили в истории плакатного искусства столь ярких страниц, как это сделали «шестидесятники» в русской литературе, но их профессиональные навыки, мироощущение, сформированное в условиях относительной свободы, не могли не сказаться на общем состоянии белорусского плаката второй половины 1950 – 1960-х годов. Несомненно, некоторое ослабление контроля над искусством проявляется в плакатных листах этого периода в усилении их критического пафоса, публицистической заостренности. Расширяются тематические границы плаката, корректируются жанровые: политический плакат уже не столь откровенно «переходит» границы жанра, темы, вторгаясь в рамки производственного, агитационного, рекламного и иных плакатов. С конца 50-х годов весьма определенно начинает заявлять о себе культурно-зрелищный плакат, в первую очередь – театральный. В период творческой активности национального театра республики (60-е годы ХХ века) именно он развивается наиболее интенсивно. В начале 60-х годов плакаты этого жанра в основном были ориентированы лишь на донесение зрителю «театральной информации», что, естественно, сближало их с афишной информационностью. Как и в афише, привлечение зрительского внимания осуществлялось посредством шрифтовых возможностей; для придания театральному листу выразительности и национальной колористики обычно использовались орнаментальные мотивы, виньетки и т.д. (Л. Кроль «Концерт мастеров искусств Белорусской ССР» (1954)). Даже там, где художники вводили рисованные изображения или фотографии, сохранялись черты известной «афишности» (Л. Кроль «Беларусскі дзяржаўны народны ансамбль песні і танца» (1963)). Но ближе к середине 60-х годов в белорусском театральном плакате начинает формироваться тенденция к отходу от сугубо афишных форм в сторону изобразительно-плакатной образности. Это наметившееся стремление, на наш взгляд, уже явно «прочитывается» в плакате «Жизнь в стихии стиха» (автор неизвестен) (1964), анонсирующем литературный концерт, посвященный поэзии С. Есенина. Автор, опираясь в основном на графический рисунок и шрифты, уже вполне зримо доносит до зрителя свое представление о личности поэта и его творчестве. Соответствующая гамма, определенный отход от «академизма» в использовании шрифтов, их разновариантность, авторская «схваченость» рисунком облика поэта – все это формирует непосредственно плакатные формы. К концу 60-х годов театральный плакат оформляется во вполне самостоятельную жанровую форму, отмеченную спецификой театрально-плакатной образности. Например, плакатный лист «Князь Игорь» к опере И. Бородина (автор неизвестен (1969), уже наделен явным стремлением дать авторскую интерпретацию театрального представления. Эта усложненность плакатных задач, в свою очередь, наметила оформление тенденции к символике плакатной образности, метафоричности ее знаков. Своеобразным явлением изобразительного искусства Беларуси 50 – 60-х годов ХХ века стал рекламный плакат, предназначенный (в традиционном понимании) для рекламирования тех или иных товарных знаков. Специфические особенности его развития в данный временной период определены рядом обстоятельств. Во-первых, рекламный плакат, сохраняя традиции советского плакатного искусства, в этот период многофункционален, т.к., помимо основной, «положенной по жанру», рекламной задачи, он выполняет и дополнительные (становящиеся для него едва ли не основными) – «воспитывает», агитирует и разъясняет. Во-вторых, в подобных плакатах причудливо переплелись два начала: блестящая техника мастеров-профессионалов, выявившая себя в четких плакатных рисунках, виртуозных композициях, тщательности проработки шрифта, и практическое отсутствие «поля» для развертывания рекламной деятельности. В условиях тотального дефицита товаров массового спроса, по существу, рекламировать было нечего. И свое бесспорное плакатное мастерство такие художники, как Е. Тарас, В. Мурашов, Л. Лихторович, направили на агитацию по приобретению лотерейных билетов (В. Мурашов «Приобретайте лотерейные билеты» (1963), Е. Тарас «Набывайце білеты грашова-рэчавай латарэі» (1963), Л. Лихторович «Можна выйграць аўтамашыну «Масквіч»!» (1963), сохранения денег в сберегательных кассах (автор неизвестен «Захоўвайце грошы ў ашчаднай касе!» (1964)), подписке на газеты, журналы и книги (И. Гридин «Газеты і часопісы. Каб у карысцi пераканацца, трэба на іх падпісацца» (1961)) и т.д. Иными словами, подобные плакаты взяли на себя функцию агитационно-социального. Сами же товарные знаки на таких листах стали выступать, взамен рекламируемого объекта, в качестве своеобразной «приманки» для успешности агитационной деятельности: «Можна выйграць за 30 капеек аўтамашыну «Масквіч»!» (Л. Лихторович, 1963). Таким образом, рекламный плакат, по специфике жанра особо приближенный к социальным потребностям общества, явственно выявил его экономическую несостоятельность. В этот же период группой художников-энтузиастов (Т. Игнатенко, А. Волков, В. Тихонович, В. Шматов и др.) возрождается и традиция агитплаката «Окон РОСТА» – сочетание зримого образа и агитационного стихотворного текста. Первые агитлисты создавались (на общественных началах) от руки и выставлялись в окнах здания Союза художников БССР. С августа 1966 года начала работу редколлегия «Агитплаката Союза художников БССР» и открылся цех шелкотрафаретной печати на Минском художественно-производственном комбинате. С этого времени белорусский агитплакат приобретает свою важнейшую черту – массовость. Сатирическая линия (в целом слабо освоенная национальными плакатистами) свое преимущественное воплощение приобретает именно в таких агитлистах. Как правило, «пьяниц, лентяев, жуликов разоблачали сатирические плакаты» [4;с.20]. Либеральные реформы «оттепельного» времени дали возможность художникам-плакатистам более свободно решать проблему формы своих плакатных листов. Поиск новых выразительных средств плаката был в основном определен общей тенденцией к лаконизму и условности его языка приемами графической изобразительности. Художники-плакатисты, желая, очевидно, преодолеть холодную декларативность и голую иллюстративность «заданного» плаката, стремятся отходить от объемных натуралистических произведений (неотъемлемая черта плаката сталинской эпохи), часто заменяя их более лаконичным плоскостно-графическим изображением. Акцент с масштабности переносится в иную сферу: на контурность рисунка, на значимость цветового пятна, нестандартность формы, то есть на средства непосредственно художественной выразительности (которые и рождают не иллюстративность, а художественность образа). Даже в наиболее ангажированном политическом плакате заметно это стремление к художественности: четко «работая в теме», художники-плакатисты, тем не менее, уделяют все больше и больше внимания выразительности плакатного решения, цветовой гамме, композиции плакатного рисунка. Плакат постепенно начинает насыщаться элементами художественной условности, символики, эмблематики. Примеры подобных решений дают работы Ю. Лягичева «Народу, партыі, Радзіме мы працу аддаем сваю!» (1961), М. Мовчана «Звыш плана!» (1961), А. Кашкуревича «Атам – міру!» (1961), в которых используется широкий диапазон изобразительных средств: живописно-обьемное, монументальное обобщение, графический рисунок. Символика стала пониматься как одна из форм художественного образа, доступная творческому переосмыслению, свободной интерпретации и декоративной переработке. Таким образом, расширились представления о коммуникативных возможностях графического искусства плаката. Что же касается непосредственно политического плаката второй половины 1950 – 1960-х годов, то в нем эти общие тенденции, характеризовавшие плакатное творчество Беларуси этого периода, проявились достаточно своеобразно. Определялось это в первую очередь его спецификой: политический плакат (что видно уже из самого определения), неразрывно связанный с существующей политической системой, практически не мог осуществлять свое развитие вне зависимости от нее (как и вне ее контроля над ним). Являясь официальным проводником государственных политических идей, политплакат историей своего развития в этот период наглядно продемонстрировал существо тех преобразовательных процессов, которые происходили в стране, своей агитационной прямолинейностью выявив их более чем противоречивый характер. С другой стороны, сам политический плакат, как ни один из других жанровых разновидностей этого вида изобразительного творчества, испытал на себе влияние современной ему политической системы. Политический плакат Беларуси, развиваясь в столь сложных и противоречивых условиях, образно говоря, оказался между двух огней. С одной стороны, он, как и все советское искусство той поры, пытается «вдохнуть глоток свободы», стремясь к поиску новых плакатных форм, стилевых и композиционных решений. И кое-что в этом плане ему удается сделать. Так, вместо традиционных подделок под цветную фотографию на его листах уже начинает появляться силуэтное и контурное изображение (Ф. Выпас «Адзіная мэта ўсіх народаў...» (1966), Л. Замах «Мы свет на новы лад збудуем» (1967), «50 год БССР» (1968)). Стремление к лаконизму и выразительности проявлялось в использовании графической символики и эмблематики: знамена, звезды, эмблемы советского герба – все это в качестве символов появляется на плакатных листах (Т. Игнатенко «Марксізм – ленінізм – сцяг нашай эпохі!» (1967). Иными словами, политический плакат, как и все плакатное таорчество Беларуси этого периода, характеризовался поиском своих новых художественных возможностей и решений. С другой же стороны, заключенный в строгие (жестко подконтрольные) рамки идеи и темы, он реализовать свой творческий потенциал так и не смог, и не оставил истории ярких, запоминающихся произведений. Некоторое смещение политических акцентов мало что изменило в идейно-художественной специфике политического плаката. И по-прежнему из листа в лист он продолжает воздавать однообразные здравицы в честь революции, советской власти, коммунистической партии. Ключевые слова этих здравиц – «Няхай жыве!» и «Слава!» – можно использовать в качестве надписи для всех без исключения политплакатов этого периода, настолько они клишированны в своем словесно-содержательном аспекте. Как и прежде, политический плакат абсолютно внепроблемен, в нем нет ни намека на оценку «оглашаемых» им политических идей, и лозунговость, как и раньше, остается его доминирующей чертой. Он по-прежнему использует условно-стандартные графические знаки, которые привычно «читаются» как определенные политические категории: красные знамена, советская государственная эмблематика, обязательность красно-кумачовой гаммы. Все эти негативные тенденции особенно зримо проявились к концу 1960-х годов – периоду отката назад от преобразований хрущевской «оттепели». Тяжелое отрезвление после несбывшихся надежд затронуло все сферы жизни советского общества. Не осталось в стороне и искусство. К этому времени белорусский политический плакат, так и не сумевший преодолеть порог политической ангажированности, «во всем блеске» явил собой полное однообразие и бесконфликтность. Важные темы и события не находили в нем глубокого и серьезного художественного воплощения. Агитация средствами плаката за построение коммунистического общества в стране и за развитие народного хозяйства ограничивалась общими призывами, не находящими отклик в общественном сознании. Плакаты, лишенные остроты замысла, выдумки, были декларативными, маловыразительными по форме. Это отражало общие тенденции времени, в значительной степени особо повлиявшие на политическое агитационное искусство плаката. Основу издательской продукции составляли плакаты, ориентированные на эстетику социалистического реализма, которая наиболее соответствовала духу официальной пропаганды. И эта «заданность» плаката, естественно, не могла не суживать не только художественные поиски плакатистов, но и жанровые, тематические возможности плаката как такового. Выводы. Некоторое ослабление контроля над искусством в период хрущевской «оттепели», незначительное смещение политических акцентов мало что изменили в идейно-художественном уровне белорусского плакатного творчества. За редким исключением (культурно-зрелищный плакат), он по-прежнему политически ангажирован, тематически и идейно «задан». Позитивные тенденции к поиску новых выразительных средств (лаконизм, символика плакатной образности), усилению критического пафоса плакатных произведений в данный исторический период практически не были реализованы. Белорусский плакат 60-х годов ХХ века, как и в предшествующий период, внепроблемен, бесконфликтен. Важные темы и события не находили в нем глубокого и серьезного художественного воплощения. Агитация за построение коммунистического общества ограничивалась декларативными призывами, не находящими отклика в общественном сознании. Плакаты, лишенные остроты замысла, выдумки, по-прежнему художественно невыразительны, шаблонны по форме. Дальнейшие исследования планируется провести в напровлениии изучения искусства белорусского плаката периода 1970 – 1980-х годов.

Литература: 1. Баразна М. Плакат эпохі таталітарызму. // Спадчына, 1994, №5. – С. 30-36, іл. 2. Ігнаценка Т., Шматаў В. Прапагандыст, агітатар, выхавацель.// Мастацтва Беларусі. 1984, №8, С.54-56. 3. Налівайка Л. Залатыя сны па сцэнарыю.// Мастацтва Беларуси, 1991, №5.С.28-32. 4. Свирида И.И. Советский плакат. Москва: Знание, 1979. 48 с., ил. Саратовская, Н.Н. Белорусский плакат периода хрущевской «оттепели» / Н.Н. Саратовская // Вісн. Харків. держ. акад. дизайну і мистецтв. ? 2005. ? № 10. ? С. 112?119.

Комментарии

hello
hihihihihi
Всем привет

Добавить комментарий